Технологии, часто используемые на уроках
Современные образовательные (Название, |
Цель использования |
Описание порядка использования |
Результат |
Информационно-коммуникативные |
1. Визуализация учебного материала. 2. Повышение мотивации обучения на уроке. 3. Развитие навыков исследовательской деятельности. 4. Развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности. 5. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного обучения. 6. Увеличение плотности урока. 7. Формирование информационной культуры, умение осуществлять обработку информации( при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных). 8. Корректировка учебно-воспитательной работы посредством проведения комплексного мониторинга успеваемости и посещаемости.
|
1. Объясняю новый материал с использованием компьютерных презентаций как источников учебной информации и наглядных пособий. 2. Провожу практические занятия с помощью обучающих компьютерных программ при закреплении знаний и тренировки умений обучающихся. 3. Провожу итоговые уроки проектной деятельности и веб-квесты, предполагающих использование обучающимися средств ИКТ при презентации и защите проектов. 4. Провожу контрольные уроки с использованием ИКТ.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности: 1. ИКТ при подготовке домашних заданий учащимися. 2. ИКТ при работе над веб-квестами. 3. ИКТ при организации исследовательской деятельности 4. ИКТ в подготовке к экзаменам или олимпиадам 5. ИКТ на внеклассных мероприятиях. 6. Ведение электронного журнала в программе Netshool в более полном объеме обеспечивает обратную связь с родителями и соответственно повышает контроль успеваемости. 7. В классном руководстве ведение сайта обеспечивает более полное освещение всех мероприятий, проектов. Улучшает взаимодействие учителя с родителями и учениками.
|
1.Развиваются познавательные способности обучающихся, что отражается в результатах олимпиад и интеллектуальных конкурсов. 2.Повышается мотивация обучающихся к изучению предмета, что показывает высокий уровень облученности. 3.Расширяются возможности творческой деятельности обучающихся (оформление материалов проектной деятельности, виде презентаций, Wiki -газет, публикаций в Word в результате создан банк данных работ). 4. Развиваются навыки контроля и самоконтроля при совместной работе в сети над Wiki – газетами 5 класс, при публикации своих работ в «Эллектронных тетрадях» 8 класс. 5. Развиваются навыки оперирования большими объемами информации при работе над веб-квестами. 8.Возникновение потребности дальнейшего самообразования в области информатики. 9. Осуществляется дифференцированный подход к обучению учащихся, всегда есть возможность индивидуально проконсультироваться с учителем по электронной почте (порядка 2 000 писем учеников за 2 года). 10. Обеспечивает быструю коррекцию учебно-воспитательной работы, прямая связь с родителями и учениками. |
Групповые |
1. Конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. Рассматривается организационная форма обучения ''ученик – ученик'' (которое можно рассматривать как учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной самостоятельности, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом.
|
Групповое обучение строю на принципе сотрудничества. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание формулирую таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Учитель превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло. Особенностями организации групповой работы учащихся на моем уроке являются: 1) класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; 2) каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; 3) задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; 4) состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Технологический процесс групповой работы 1) Подготовка к выполнению группового задания. а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). б) Инструктаж о последовательности работы. в) Раздача дидактического материала по группам. 2) Групповая работа. г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе. д) Распределение заданий внутри группы. е) Индивидуальное выполнение задания. ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. 3)Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения), и) Подведение итогов группового задания. 3) Заключительная часть. к) Сообщение о результатах работы в группах. л) Анализ познавательной задачи, рефлексия. м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. |
1. Высокое качество знаний. 2. Познавательная активность и высокая работоспособность обучающихся, направленная на приобретение знаний. 3. Творческая инициатива обучающихся. 4. Преодоление индивидуальных недостатков в знаниях учащихся. 5. Взаимное обогащение учащихся в группе. 6. Рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. У учащихся формируются и совершенствуются умения: - добывать, обрабатывать, преобразовывать информацию; - объяснять свою позицию, критически подходить к оценке своей и чужой работе; - формулировать цель, составлять план действий.
|
Игровые , |
1. Сформировать у обучающихся новые умения и навыки. 2. Создать условия реального общения. 3. Создать благоприятную психологическую атмосферу общения. 4. Повысить мотивацию к обучению. 5. Развить интерес к предмету. 6. Раскрывать креативные способности учащихся. 7. Развивать коммуникативные навыки учащихся. 8. Обеспечивать свободный обмен мнениями. 9. Вовлекать всех учащихся в учебный процесс. 10. Практически закреплять полученные знания. 11. Расширять кругозор детей. 12. Формировать навык совместной деятельности. |
Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе использую занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Игровую форму занятий создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство пробуждения, стимулирования обучающихся. Моя задача – организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности. Игровые приемы и ситуации применяю: - на уроках изучения нового материала (дидактическая цель ставится обучающимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства обучения); - уроках обобщения и систематизации (в учебную деятельность вводится элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом); - уроках закрепления материала (в целях отработки и прочного усвоения изученного). При использовании игровой технологии работаю обычно по следующим этапам: 1. Предварительный. На этом этапе ставлю цель и определяются задачи игровой деятельности. Учащиеся совместно со мной, а иногда и без меня участвуют в распределении ролей и определении условий деятельности. 2. Организационно-методический. Он характеризуется поиском путей решения поставленных задач педагогическими приемами. На этом этапе происходит деление учащихся на группы (если игра предполагает), поиск необходимой справочной и учебной литературы, а также организация рабочего места. Я при этом занимаюсь организационно-корректирующей деятельностью. 3. Работа в группах (если игра предполагает деление на группы). В рамках каждой малой группы распределяются обязанности, исходя из сложившихся компетенций у учащихся. Осуществляется самостоятельная работа групп по решению поставленной задачи имеющимися средствами, при этом школьники проявляют свои коммуникативные компетенции учебной деятельности. Этап характеризуется активным использованием субъектного опыта каждого учащегося. Я на данном этапе являюсь наблюдателем деятельности учащихся. 4. Представление результатов работы. Каждая из групп представляет свой вариант решения той или иной проблемы. Возможна ситуация, при которой члены групп будут полемизировать друг с другом, что является дополнительным условием развития познавательной активности учащихся. 5. Анализ и подведение итогов. Учащиеся формулируют вывод по теме. Я в данной ситуации могу корректировать те или иные утверждения. На уроке я становлюсь режиссером, координируя и корректируя деятельность учащихся. Перед началом игры я знакомлю всех участников с ее условиями, режимом работы и выдаю необходимый материал и оборудование. В зависимости от характера заданий учащиеся распределяют роли либо сами, либо с помощью меня. Контроль за деятельностью каждого в отдельности учащегося переходит к ученикам, т. к. результативность общей работы определяется вкладом каждого, а вследствие возрастных особенностей очень важно мнение товарищей. В процессе работы я могу корректировать деятельность отдельных учащихся для достижения поставленной цели. Между участниками игры возможна дискуссия для выработки общего решения. В этом случае часть учащихся выступает в роли сборщиков информации, часть - в роли аналитиков, часть - в роли критиков. По окончании дискуссии озвучивается решение. В конце игры я подвожу итог. |
1. Повышает качество обучения. 2. Способствует созданию психологической готовности к работе. 3. Активизирует мыслительную деятельность обучающихся (развивает память, внимание). 4. Помогает обучающимся в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. 5. Приобретение новых знаний, улучшение качества уже существующих. 6. Существенно повышает желание учащихся изучать информатику более углубленно. |
Технология проблемного |
1. Сформировать активную познавательную деятельность по предмету. 2. Расширить и углубить знания обучающихся по предмету. 3. Развить творческие способности детей. 4. Повысить качество обучения. 5. Подвигнуть ребенка на желание мыслить, самому достигать результата, определенного аргументированного умозаключения. 6. Воспитание гармоничной, социально-зрелой личности. Ученики способны сами распознать проблему, размышляют над путями ее решения и находят пути решения проблемы. |
Учебно-познавательная деятельность обучающихся строю таким образом, что обучающиеся оказываются в ситуации интеллектуального затруднения, тем самым я побуждаю обучающихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению фактов, явлений, правил. Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации следующая: проблемная ситуация, проблема, поиск способов ее решения, решение проблемы. Я использую наиболее характерные типы проблемных ситуаций при обучении информатики: - поиск истины; - различные точки зрения на один и тот же вопрос. Пути создания проблемных ситуаций: - побуждающий диалог; - текст провокационного содержания; - логическая выстроенная цепочка заданий и вопросов; - применение мотивирующих приемов (сообщение интригующего материала, демонстрация непонятных явлений). На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью меня ответы на поставленные проблемные вопросы. |
1. Развитие мышления учащихся. 2. Формирование гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. 3. Воспитание активной личности, способной к поиску. 4. Призовые места на школьных олимпиадах и других конкурсах. 5. Развивается умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. 6. Развиваются творческие умения: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. |
Проектная ( Дж. и Э. Дьюи, |
1. Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения. 2. Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе. 3. Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр. 4. Постепенно научить школьника работать самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса. |
В условиях проекта учебный процесс выходит за узкие рамки урока в область личностных отношений и интересов, когда создаются ситуации, в которых дети сосредотачивают свое внимание на содержание своей работы. В ходе выполнения проектной деятельности ученик активен, он проявляет творчество и самостоятельность и не является пассивным исполнителем моей воли. Основные принципы использования проектной технологии: - формулировка конкретной цели, направленной на достижение практического результата - получение каждым учеником конкретного задания, нацеленного на выполнение практического действия с по-мощью компьютера; - самостоятельное выполнение детьми задания и моя по-мощь в случае необходимости; - обоюдная ответственность учеников и учителя за результаты работы. Обычно я строю свою работу по этой технологии в соответствии со следующими этапами: Этап 1 – подготовительный: выбор темы и её формулировка, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта; Этап 2 – сбор материала, накопление и оформление его детьми; обсуждение первых результатов и уточнение конечных результатов работы; поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой); Этап 3 – использование полученного материала в процессе создания проекта; завершение оформления продукта проектной работы; Этап 4 – подведение итогов и презентация проекта. Количество этапов зависит от степени сложности проект-ной деятельности. |
1. Создается конечный результат деятельности – проект (продукт деятельности: плакат, презентация -5 класс «Кодирование информации»;презентация, газета - 8 класс «Внутреннее устройство компьютера»; сайт - 11 класс «Всё о сайте»). 2. Узнать новую информацию и определённым образом её оформить, сделать что-либо вместе с другими. 3. Исключается формальный характер изучения информатики (по принципу «Надо знать») и активизируется их взаимодействие для достижения практического результата изучения информатики 4. Меняются функциональные обязанности ученика и учителя. Ученик активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения информатики и конкретного урока; учитель выступает в роли советчика, помощника, участника детских игр и занятий. 5. Формулируется способность самостоятельно действовать в социальных ситуациях. 6. Развивается чувство ответственности за конечный результат, который представляется и оценивается в рамках недели информатики в день защиты проектов (Расписание недели информатики - вторник 12.11.2013). 7. Развивается умение публично выступать, аргументировано проводить презентацию данного результата. |
Технология |
Дифференцированное обучение информатики- это создание групп учащихся, различающихся по : |
В своей практике, при работе по технологии уровневой дифференциации: |
1. Дифференцированное обучение создает условия для удовлетворения потребностей и интересов каждого, ориентируясь на максимальное развитие школьников. |